Начало ушедшей недели было отмечено большой политической встречей. Владимир Путин принял в Сочи турецкого лидера Реджепа Тайипа Эрдогана. Это была их первая личная встреча после того, как Россия вышла из зерновой сделки, и она четко обозначила, что впредь пока гуманитарные коридоры используются для украинских атак на российские объекты, и пока экономические интересы России в виде разблокирования работы банков и поставок удобрений будут игнорироваться возобновления вывоза зерна по Черному морю из украинских портов не будет.
А вот прямое двустороннее сотрудничество между Россией и Турцией по этому вопросу будет развиваться. И по сути, в Сочи была заключена новая сделка. Но уже без Украины, ООН и прочих ненужных и лживых посредников.
Российское зерно пойдет на мировые рынки через Турцию, которая превращается в большой зерновой хаб. Россия при посредничестве Катара готова поставить до миллиона тонн зерна в беднейшие африканские страны, убирая тем самым все разговоры о мировом голоде и якобы нашей ответственности за рост цен на зерно.
Кроме того, активизируется работа по созданию в Турции газового хаба, который должен стать площадкой для поставок российского топлива в другие страны. И потому западная пресса так напряглась, сопроводив сочинские переговоры Путина и Эрдогана заголовками типа «Все карты в зерновой сделке на руках у Путина, и от Запада теперь мало что зависит».
Фокус внимания западных изданий в понедельник сместился с украинского берега Черного моря на российский. Сочи место, где решалось будущее зерновой сделки. Все надежды на ее возобновление иностранная пресса возлагала на президента Турции, сделав ставку на то, что он прилетит в Россию и уговорит Владимира Путина снова обеспечить безопасный коридор для экспорта украинского зерна. Место для переговоров было выбрано соответствующее санаторий «Русь» прямо на берегу Черного моря. Реджеп Тайип Эрдоган даже не почувствовал разницу в климате.

© ТРК «Звезда»
К очной встрече лидеров двух стран особое внимание. Она первая за 12 месяцев весь год президенты общались только по телефону, первая после переизбрания Эрдогана назло Западу, а главное первая после выхода России из зерновой сделки. Переговоры в широком составе с главами МИД и Минобороны продлились полтора часа. Затем президенты еще около двух часов общались с глазу на глаз.
«Нам есть о чем поговорить и с точки зрения обеспечения безопасности в регионе. Конечно, не обойдем вниманием вопросы, связанные с украинским кризисом. Я знаю, что Вы намерены поднять вопросы о зерновой сделке. Мы открыты для переговоров по этому вопросу», сказал Владимир Путин.
Из ответа Эрдогана стало ясно, какую именно тему он хотел бы обсудить больше всего.
«Можно сказать, что весь мир устремил взгляд на зерновую сделку: что получится, какой будет результат? У всех есть ожидания. Я верю, что после наших контактов и в ходе нашей пресс-конференции мы дадим миру необходимое послание, особенно малоразвитым африканским странам», ответил Реджеп Тайип Эрдоган.
Большая часть повестки сочинского диалога так или иначе затрагивала спецоперацию на Украине. От нее сейчас зависит многое, в том числе и остановленная зерновая сделка. Ее второе название черноморская инициатива, и заключается она в том, чтобы Россия, проводя СВО, разрешала торговым кораблям двигаться из портов Украины и обратно. В сделке четыре участника Россия, Турция, Украина и ООН. Только договоренности выполняют не все. Турция и ООН выступали посредниками между Москвой и Киевом. Россия свою часть сделки выполняла, а вот Украина и Запад со своими санкциями дважды предавали данное на бумаге слово.
Чем завершилась встреча и какие последствия повлекла смотрите в сюжете Станислава Иващенко для программы «Главное с Ольгой Беловой».